вторник, 14 мая 2013 г.

Бизнес без отрыва от жизни


Датчанин Мартин Бьяуго, придя в McKinsey, понял, что о жизни придется забыть: его коллеги были настоящими трудоголиками и стремились работать как можно больше. Решив, что этот подход не самый эффективный, Мартин ушел из McKinsey, основал бизнес-инкубатор Rainmaking, а затем написал книгу «Меньше, но лучше. Работать не 12 часов, а головой» — о том, как достичь баланса между работой и жизнью.

Мартин Бьяуго трудится не больше 45 часов в неделю, отдыхает не меньше 6-8 недель в год и считает, что жертвовать личной жизнью ради бизнеса совсем не обязательно. Этой теме он посвятил целую книгу, а также лекцию в рамках международного образовательного проекта Knowledge Stream, которая состоялась в центре Digital October. Перед своим выступлением он встретился с редактором журнала «Свой Бизнес» Софьей Макеевой, чтобы рассказать, как сочетать успешный бизнес с личной жизнью.

Вы рассказываете в книге о 65 правилах, которые могут сделать бизнес предпринимателей более успешным, а их жизнь — более гармоничной. Вы могли бы выделить несколько самых важных правил?

На мой взгляд, самое главное — найти партнера по бизнесу, соучредителя вашей будущей компании. Большие проекты сложно реализовать одному, поэтому хорошо бы встретить того, кто разделяет ваши ценности, но обладает набором навыков, отличающимся от вашего. Например, хорошо дополнят друг друга технарь и тот, кто возьмет на себя решение бизнес-вопросов. Программисты нередко забывают о маркетинге, а люди, окончившие бизнес-школы, не разбираются в технологиях. Вместе у них есть все шансы запустить отличный стартап. Хорошая команда придет к успеху куда вероятнее, чем один человек. Выбирайте соучредителей так же тщательно, как если бы выбирали друзей. Ведь вы и должны стать именно такими партнерами.

Второе важное правило касается постановки задач. Многие люди, включая меня самого, составляют длинные списки дел — что следует начать, продолжить и закончить в течение следующих трех месяцев, а иногда и целого года. Наш мозг не очень хорошо отличает то, что надо сделать сейчас, от того, что можно сделать и потом. Запланировав сразу много дел на длительный срок, легко запутаться и погрязнуть в суете.

Намного эффективнее составлять список задач на один день. Когда выполните его, поставьте себе новые задания на очередной день. И так далее. Вместо «вечного» списка дел у вас появятся задачи на день. Выполнили их? Значит, оставшуюся часть дня можно отдыхать.

Что еще имеет принципиальное значение?

Умение слушать. Многие люди фокусируются на своих словах — например, как я сейчас. Они хотят поделиться своими мыслями, мнением, донести до других свою точку зрения. Но есть масса ситуаций, когда гораздо важнее слушать, чем говорить, — особенно если вы работаете с людьми. Послушав десять минут собеседника, вы сможете добиться большего, чем за целый час яростного доказывания своей правоты.

Еще один совет, которому я стараюсь следовать и сам: руководствуйтесь своими желаниями, вдохновением, энергией. Хорошо, когда есть план на день, но проблема в том, что если следовать ему всегда и во всем, то придется заставлять себя делать то, что не хочется. Иногда я просыпаюсь утром и чувствую себя экстравертом: в такие дни я буду более эффективен, общаясь с людьми. Иногда же я ощущаю себя интровертом, и тогда я предпочитаю работать с документами. Нужно прислушиваться к себе, задаваться вопросом, что вам хочется делать именно сейчас. Не всегда есть возможность поменять план на день, но если это допустимо, то лучше заняться тем, что соответствует вашему настрою.

Можно ли в принципе достигнуть идеального баланса между жизнью и работой?

Все зависит от ваших установок. Если вы верите, что баланс между жизнью и работой невозможен, вы его и не достигнете, потому что наше восприятие реальности превращается в саму реальность. Нужно поверить, что только от вас самих зависит, насколько гармоничной будет ваша жизнь. А затем найти правильную стратегию для реализации ваших целей. Нахождение баланса — это в некотором смысле вызов, в том числе и для меня. Нужно постоянно оптимизировать собственную жизнь. Меня на это вдохновляют истории других людей.

Чей пример вас особенно вдохновляет?

Предпринимателя Митча Троуэра. Он создал очень известную в США компанию Active Network — онлайновый сервис регистрации участников спортивных мероприятий. Митч владеет и инвестиционной компанией Thrower Ventures, на счету которой десяток успешных стартапов. Вдобавок ко всему Митч 22 раза участвовал в соревнованиях по триатлону серии Ironman, когда нужно последовательно, без пауз, проплыть почти 4 км, проехать на велосипеде 180 км и пробежать марафон — 42 км. Люди часто бросают работу, чтобы подготовиться к такому состязанию. А Митч успевает не только тренироваться и заниматься бизнесом, но и участвовать в благотворительных проектах, писать книги и авторские колонки для журналов.

В чем его секрет?

Он следует простому правилу тайм-менеджмента, которому его научил Скотт Тинли — писатель, преподаватель и двукратный чемпион мира по триатлону. Он напомнил Митчу, что в сутках 24 часа: восемь часов на сон, восемь — на работу и восемь — на себя. Просто нужно с умом тратить восемь часов на себя. История Митча впечатляет: он успевает на всех фронтах, а еще он просто отличный парень.

Вы проводите на работе не больше 45 часов в неделю. Все ли успеваете сделать за это время?

Можно сделать один и тот же объем работы за разное время. Когда нужно, я задерживаюсь на работе, но всегда помню о том, что, проведя в офисе 16 часов я не обязательно успею сделать больше, чем за восемь часов. Полезно ограничивать время, отведенное на работу, и не выходить за эти рамки. По собственному опыту могу сказать, что это дает хорошие результаты не только в личной жизни, но и в бизнесе. Когда я провожу время с семьей, занимаюсь спортом четыре раза в неделю, читаю книги, я полон энергии, вдохновения и идеи. И наоборот, если приходится отнимать время у семьи, чтобы достичь краткосрочного успеха в бизнесе, это в долгосрочной перспективе не лучшим образом сказывается и на работе.

Вы пишете о том, что люди, готовые умереть на работе, уже не выглядят супергероями. Новый образец для подражания — каков он?

Человек, который счастлив. Какая разница, чего ты достиг в бизнесе, если ты все время зол или в депрессии?! Я стараюсь брать пример с людей, которые довольны жизнью и при этом успешны. Их представления о счастье могут отличаться от моих, но они следуют этим представлениям и строят жизнь, которая подходит им идеально. Безусловно, человек не может быть счастлив все время, каждую минуту — я говорю об ощущении в целом. Человек, который уверяет вас, что все время доволен, скорее всего, лжет. Мне посчастливилось работать под началом Клауса Майера — шеф-повара и предпринимателя. Он был моим шефом, и я видел, что он живет и работает с радостью. Ему нужно уделять внимание 12 компаниям, в которых работает более 500 сотрудников, и трем детям. При этом он находит время еще и на занятия спортом. Клаус говорит, что ему всегда приходится чем-то жертвовать, но он ни за что не будет жертвовать сном (и спать меньше 6 часов в сутки) и временем, которое он проводит с семьей (поэтому он не планирует тренировки на вечер). Вместо этого Клаус придумывает нестандартные решения — например, проводит совещания во время пробежек. Или добирается до места встречи не на машине, а на своих двоих, трусцой. Сменный комплект одежды он отправляет с таксистом или коллегами.

Что бы вы посоветовали бизнесменам сделать в самое ближайшее время?

Не откладывайте счастье на будущее, не ждите какого-то рубежа, чтобы начать жизнь своей мечты. Никто не знает, что произойдет завтра. Поэтому нужно взять на себя ответственность за то, чтобы сделать свою жизнь более радостной, насыщенной и гармоничной уже сегодня.

Некоторые считают, что предпринимательство — это занятие, которое отнимает все время и приводит к разводу...

Да, если сильно «постараться», дело может закончиться и разводом. Но, на мой взгляд, предпринимательство — это и отличная работа, и хобби, это целая жизнь.

Я начал заниматься бизнесом в 18 лет — и к 23 годам несколько раз становился банкротом. Потом проработал несколько лет наемным сотрудником, затем снова открыл свое дело. Успех пришел не сразу.

Я знаю, что такое горечь поражения. С провалами нужно мириться, это часть познания мира. Неудачи делают нас более мудрыми — и удачи, кстати, тоже.

Вы не первый раз приезжаете в Россию: сначала брали интервью для книги, сейчас — с лекцией по случаю ее выхода в свет. Как бы вы описали типичного российского предпринимателя?

У меня сложилось впечатление, что российские предприниматели — умные, технически подкованные, независимо думающие и энергичные люди.