суббота, 4 октября 2014 г.

Илон Маск: Джобс в кубе

Илон Маск tesla

Илон Маск - владелец заводов, ракет, марсоходов - если не самый успешный, то точно один из самых талантливых бизнесменов десятилетия. В отличие от многих американских «миллионщиков», его деятельность не исчерпывается инвестированием, наоборот - Маек зарабатывает, чтобы тут же вложиться в новый, еще более революционный и дерзкий, «обреченный на провал» проект.

В любом англоязычном бизнес-словаре можно прочесть, что инженер и изобретатель Маек - второй в истории Кремниевой долины человек, которому удалось основать целых три «единорога» - компании стоимостью больше миллиарда долларов каждая.

Первым на этом пути был Джеймс Кларк, правда, его предпринимательство почти не выходило за пределы интернет-бизнеса. Для Маска же интернет-компании - пеленки, из которых он быстро вырос. Сегодня главный (после ухода Стива Джобса) претендент на должность Иконы поколения занимается сугубо рискованными инвестициями.


С состоянием в $ 6,7 млрд Маек занимает 61-е место в списке самых богатых людей США - как мы видим, «миллиардер средней руки». Примечателен он не размером заработанного, а тем, что смог за весьма скромную сумму произвести несколько технических революций, не ограничиваясь пределами страны, континента и даже Земли. Еще в юности, прочитав книгу Дугласа Адамса «Автостопом по галактике», Илон Маек определил для себя, что главными направлениями человеческого гения в будущем станут интернет-технологии, возобновляемые источники энергии и осваивание других планет.

«Я хотел бы умереть на Марсе, но от старости, а не разбившись при неудачной посадке». В этой фразе Илона Маска - вся суть частного ракетостроения. Цель космической компании Space X, основанной им в 2002 году после продажи своего первого крупного бизнеса - компании PayPal, - не банальный «извоз», а осваивание Красной планеты и основание там колонии на 80000 жителей.

Космос долго казался игрушкой сверхдержав, ведь только такие монстры, как СССР. США или ЕС, могли позволить себе тратить огромные бюджеты на строительство ракет и поддерживать функционирование длинных технологических цепочек. О других планетах и речи не шло. Еще в 1989 году НАСА подсчитало, что общая стоимость миссии на Марс составит около $ 500 млрд. Цель же Маска - полет на Красную планету за полмиллиона. Только начав исследовать рынок, он открыл для себя удивительные вещи. Во-первых, по его словам, космические технологии почти не изменились с 60-х годов. Во-вторых, если собирать ракету с нуля, покупая материалы на открытом рынке, ее стоимость может составить 4% заявленной.

За год до основания компании Space X Маек трижды посещал Россию, прицениваясь к конверсионным ракетам «Днепр», которые ему готовы были продать по $ 20 млн за штуку - копейки на фоне цифр НАСА (3,9 млрд на создание ракеты-носителя). Но Маек понял, что все равно дешевле сделать ракету, чем купить списанную. Линейка ракет Falcon («Сокол») обошлась Space X в 300 млн. Первоначальный капитал компании составлял 100 млн которые вложил Маек, плюс еще около 150 млн инвестиций. Около 500 млн вложило американское государство, правда, в счет оплаты будущих полетов Falcon.

Через шесть лет после основания компании НАСА подписало с Маском контракт на 12 запусков. Хотя сначала все шло не так легко, первые три пуска ракеты-носителя провалились. Но Маску хватило упорства пойти ва-банк - вложить последние средства в четвертый пуск. В 2008 году произошел первый успешный пробный полет, а 14 июля 2009 года родилась частная космонавтика - осуществился первый полноценный запуск ракеты Falcon. В декабре 2010 года Маек выводит на орбиту свой космический корабль Dragon, который благополучно вернулся.

При этом цель Маска - не только ввод в эксплуатацию многоразовых космических кораблей, а создание многоразовой ракеты-носителя. Именно такой должен стать Falcon 9R. Повторное использование первой ступени снижает стоимость ракеты на 70% - как любит говорить Маек, «представьте, что для каждой поездки за город вам требуется новый автомобиль». Успешные испытания Falcon 9R позволят увеличить число пусков в Space X до 24 в год.

18 апреля 2014 года после удачного запуска корабля Dragon к МКС ракета Falcon смогла принять вертикальное положение, медленно снизиться и приводниться. К несчастью, на море был сильный шторм, и ракету разнесло по кусочкам. 28 августа во время очередных испытаний прототипа Falcon 9R из-за «аномалий» в двигателе автоматической системы ракета взорвалась. Но подобные мелочи уже не могут остановить поступательного движения Илона Маска к Марсу. По словам главного инженера, уже в 2024 году на Марс ступит нога человека.

На фоне гигантских финансовых затрат на космос России и США Space X выглядит чуть ли не карликом. Совокупный объем средств по контрактам сегодня равен около $ 5,5 млрд (1/10 стоимости сочинской Олимпиады), прибыль за 2012 год составила 400 млн, за 2013-й - 634 млн. Для сравнения - 20-летний проект «Ангара», базирующийся на разработках советской космической промышленности, уже обошелся бюджету РФ в $ 5,5 млрд, при этом ни одна ракета еще не взлетела.

А еще Маек озаботился созданием своего космодрома и уже договорился с властями штата Техас о его строительстве: объект разместится около бедного городка Brownsville. Только целого космоса Илону Маску мало. Уже через год после начала работы Space X он основал еще одного «единорога» - компанию по производству электромобилей Tesla, призванную пересадить все человечество на «зеленый» транспорт.

Илон Маск уверен: мир настолько уже зависит от нефти, что единственный вариант будущего - отказ от ДВС и переход на электрическую тягу. В 2003 году он купил новорожденный стартап по производству электрических автомобилей, основатели которого - студенты - были так же далеки от промышленного производства, как Роскосмос от Марса. Маек назвал проект Tesla -в честь кумира. Сейчас он занимает в компании пост генерального директора, председателя совета директоров и главного дизайнера.

Первый автомобиль Tesla Roadster был представлен через три года после старта - для начинающей с нуля компании это очень короткий срок. Но на самом деле Маек не начинал с нуля: Tesla предложила выгодную сделку британской компании Lotus, находившейся под угрозой разорения, - купила у нее 2500 готовых основ-шасси, на которых и был налажен выпуск электрического родстера. (Эту сделку окрестили «сговором неудачников».) В 2008 году началось серийное производство Tesla Roadster - первого полностью электрического автомобиля. Это был огромный тяжелый спорткар стоимостью свыше $ 109 тыс., с не очень впечатляющим запасом хода, и заряжать это чудо надо было около 4 часов. В том же году компания оказалась на грани банкротства, но Маек уговорил совет директоров подождать с ликвидацией -при условии, что он найдет 40 млн инвестиций. Он смог привлечь только одного крупного инвестора. Самого себя. Опустошив свой банковский счет, Маек до 2010 года вынужден был жить на одну зарплату - $ 8255 в месяц.

В 2011 году контракт с Lotus истекал, и Маек задумался над выпуском своей машины. С 2010 года Tesla из неприбыльного стартапа превращается в «секту», а электромобиль - в модный гаджет по типу айфона. Кстати, ценовую политику Маек частично заимствовал у Apple: за разные деньги можно купить машину с разным уровнем заряда батареи и разным запасом хода - напоминает градацию объемов памяти у телефонов.

Пока Tesla практически не показала прибыли, что не помешало компании 8 2010-м выйти на IPO. Это был первый выход автомобильной компании на биржу с того момента, как в 1956 году это сделал Ford. При помощи открытых торгов удалось привлечь около 226 млн инвестиций. Акции Tesla за один только 2010 год подорожали на 613%, в 2013 году Forbes назвал их самыми доходными акциями года.

В 2012 году увидел свет второй электрокар Tesla - седан Model S. Этот гаджет стоил уже 35 тыс. долларов, а на его зарядку уходило около 20 минут. Главная проблема любого электрического автомобиля - батарея: чем она меньше, тем дешевле машина, но тем короче у нее запас хода. В первом родстере Маек использовал литий-ионные батареи, добытые чуть ли не из ноутбука, - тогда в автомобиль удалось запихать аж 6831 штуку, что утяжелило конструкцию на 450 кг. В новой модели все огрехи устранены. Теперь по всей Америке раскинулась сеть бесплатных заправок Tesla, которые получают электричество бесплатно - благодаря солнечным батареям, которые производит другая компания Маска - SolarCity. Известен случай, когда пенсионер Джон Гленни пересек США от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса бесплатно, за 5823 км пути сделав 28 остановок на заправках Tesla.

Понятно, что снова Илон не гонится за прибылью, а внедряет новый вид транспорта. По его словам, через 20 лет около 50% машин будут электрическими. Министерство энергетики США не столь оптимистично и говорит об 1 %. Может быть, поэтому минувшим летом Маек пошел на поступок, который восхитил весь мир и который иначе как глупым никто не назвал. Tesla передала все свои патенты на изобретения в общественное пользование - теперь ее технологии может спокойно использовать любой производитель электрокаров. А ведь патентный портфель - основа бизнеса любой крупной корпорации... Но у Маска своя логика, он действует во имя развития отрасли и считает, что Tesla страдает не от конкуренции, а от ее отсутствия. Цель - вырастить конкурентов, это будет двигать бизнес и отрасль вперед, а патентное право тормозит прогресс.

Летом Tesla подписала договор с Panasonic - Маек надеется удвоить мировое производство литий-ионных аккумуляторов. Одновременно он собирается построить рядом с Нью-Йорком «гигафабрику» по производству солнечных батарей: по его подсчетам, к 2040 году около 40% мировой энергии будет иметь солнечное происхождение.

Еще один переворот - революция железных дорог - запланирован на реализацию проекта Hyperloop, презентованного в августе прошлого года. Суть изобретения: в огромную трубу, откуда откачивается часть воздуха, помещается капсула-вагон, спереди которой расположен пропеллер, втягивающий воздух под капсулу. Скорость капсулы в трубе может достигать 1100 км/ч, так что 650 км между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско действительно можно будет преодолеть за 35 минут. Но вот как поведет себя капсула в пути, и как отреагируют перевозчики на перекройку транспортного рынка? Эти вопросы мелковаты для полета его фантазии: чем дальше от бизнеса к бизнесу движется Илон Маек, тем больше из прагматика и акулы капитализма он превращается в романтика и пропагандиста, и тем больше его бизнес уже не «про прибыль», а про формирование нового общественного мышления.

(с) Сергей Шклюдов