среда, 3 июля 2013 г.

Третий сектор

Слово «кооператив» в России давно выпало из повседневного обихода и стало восприниматься анахронизмом. И зря: за рубежом этот социальный и бизнес-феномен часто называют «третьим сектором», который уравновешивает в национальной экономике государственный и частно-корпоративный сектора.

В нынешних российских реалиях мы встречаемся с «кооперативами» по большей части лишь в составе аббревиатур вроде ЖСК и МЖК да когда дело доходит до воспоминаний российских предпринимателей первой волны, которых в конце 1980-х назвали эвфемизмом «кооператоры», чтобы не нервировать соотечественников непривычным словом «коммерсанты».

Россия за последние два с лишним десятилетия пережила серию экспериментов как «вправо» (приватизация, монетизация льгот и т. д.), так и «влево» (протекционизм рынка, огромные траты на социальные сферы). Не пора ли вспомнить хорошо забытое старое и присмотреться к срединному — кооперативному пути?

НЕ ТОЛЬКО АРТЕЛИ

Кооперативы многие ошибочно воспринимают как нечто совершенно непрезентабельное с точки зрения масштабов хозяйственной деятельности — вроде ларьков, артелей и полукустарных производств. Что ж, давайте оценим масштаб по подлинным фактам.

■ В начале XX века Российская империя вышла на первое место в мире по количеству кооперативов. К 1917 году их насчитывалось почти 50 тыс., а общее число пайщиков достигло 14 млн.

■ В 1990 году в РСФСР потребкооперация обслуживала 40% населения страны, членами ее были 30 млн сельских жителей России.

■ Кооперативы — самое многочисленное движение современности. В настоящее время насчитывается около 700 млн кооператоров, то есть примерно ю% от всего населения планеты.

■ Совокупная выручка трехсот крупнейших кооперативов мира по итогам 2010 года превысила $1,6 трлн, что лишь немногим меньше ВВП России в том же году.

■ Совокупные обороты более мелких кооперативных организаций могут превышать таковые у Топ-300 в несколько раз, так что, по экспертным оценкам, консолидированная выручка всех кооперативов в мире вполне может превышать ВВП Китая.

И сегодня в большинстве субъектов федерации РФ существуют местные потребсоюзы, которые по объему продаж и производимой продукции вполне могут конкурировать с крупнейшими ритейлерами страны, а общее количество их магазинов в каждой области может насчитывать несколько сотен.

Итак, что же такое кооперативное движение? По определению видного российского дореволюционного популяризатора кооперации Михаила Туган-Барановского, кооператив — это «такое хозяйственное предприятие нескольких добровольно соединившихся лиц, которое имеет своей целью не получение наибольшего барыша на затраченный капитал, но увеличение благодаря общему ведению хозяйства трудовых доходов его членов или сокращение расходов этих членов на их потребительские нужды».

В этом определении — весь «третий путь», все отличие кооперативов от государственных и капиталистических предприятий. Не в пример государственным предприятиям, у пайщиков кооператива нет никаких «высших интересов», ради которых стоит жертвовать собственными. В отличие же от капиталистических, они в равной степени учитывают интересы всех участников (вне зависимости от размеров пая) и не стремятся к максимизации прибыли. В кооперативах неукоснительно соблюдается принцип «один участник — один голос», что позволяет сохранять справедливое управление и прямую демократию без «мажоритариев» и «миноритариев»: здесь невозможен диктат того, кто больше вложил средств. Ведь ключевую роль играют не вложенные деньги, а вложенные в общее дело усилия и труд. Именно на таких простых и идиллических подходах и принципах и построены все кооперативы в мире, от самой малой и простой сельскохозяйственной коммуны в Индии до крупнейшего в Испании многопрофильного кооператива в Мондрагоне с годовым оборотом более чем в $23 млрд (в 2011-м). Любопытно, что базовые организационные принципы кооперативов почти никак не изменились за последние полтора с лишним столетия (впервые они были сформулированы в 1844 году в английском Рочестере), зато их использование распространилось на самые разные сферы хозяйственной деятельности — производство, закупки, финансы...

СОБЕРЕМСЯ И СДЕЛАЕМ!

Именно производственная кооперация является флагманом малого и среднего бизнеса множества стран. Если не брать крупные структуры, то кооперация здесь выглядит следующим образом: множество мелких производителей объединяют свои ресурсы и учреждают кооперативы по переработке и дальнейшей реализации собственной продукции. В Европе часто идут именно этим путем. Например, небольшие производители молока кооперируются и создают молокоперерабатывающие производства. Каждому из них по отдельности заводить такие мощности слишком накладно, а сообща они вполне загружают собственными объемами небольшой завод. С другой стороны, и крупные заводы предпочитают работать не с отдельными поставщиками-фермерами, а с кооперативами, их объединяющими, поскольку им необходима стабильность поставок и большие объемы.

Такую модель используют даже некоторые транснациональные корпорации — например, Danone. Они работают по долгосрочным договорам с кооператорами и получают от них львиную долю перерабатываемого молока. Зачастую крупные заводы даже инициируют создание таких объединений и переносят этот опыт и в другие страны. Та же Danone вложила миллионы долларов в создание кооперативного движения молокопроизводителей на Украине. Инвестиции эти пошли на дотирование закупок нового оборудования, обучение персонала, а самое главное — на то, чтобы продемонстрировать независимым производителям, почему им выгодно кооперироваться. При этом такие кооперативы полностью самостоятельны, и Danone выступает как независимый контрагент: корпорация не диктует цен и не навязывает себя в качестве безальтернативного закупщика. Она просто объявляет, сколько молока, какого качества и по какой цене готова закупить, а кооператоры сами решают, выгодно это им или нет.

Колоритный пример мощного объединения — Мондрагонский кооператив, который занимает 7-е место в Испании по оборотам. Организация была основана в городе Мондрагон в 1956 году выпускниками местного технического колледжа. Первым продуктом, который предприятие начало производить, стали керосиновые обогреватели. А сейчас это ведущая бизнес-группа в Стране басков. В конце 2011 года там работали почти 84 тыс. человек, в структуру входило 256 кооперативов различной специализации (финансы, промышленное производство, розничная торговля, образовательные услуги и исследования).

В Испании предприятия Мондрагонского кооператива — среди лидеров в производстве бытовых электроприборов и станков, а в Европе выступают третьим по величине производителем запчастей для автомобилей. Предприятия федерации производят также робототехнику, автоматические линии для автозаводов Ford и Renault, горные экскаваторы, спутниковые антенны, дорогие автобусы, металлические конструкции, пресс-формы для различных изделий, оборудование для переработки и упаковки сельхозпродукции, ветровые двигатели и многое другое. Специализированные фирмы федерации занимаются также техническим консалтингом и программным обеспечением. Все это работает по одним и тем же правилам. Любой человек может стать полноправным членом кооператива: для этого достаточно проработать в нем наемным сотрудником 5 лет, после чего вопрос решается простым голосованием действующих пайщиков. Каждый вновь принимаемый участник делает вступительный взнос — в форме покупки пая, стоимость которого составляет 5-7 его месячных заработков. В случае если вся сумма не может быть выплачена одновременно, дается рассрочка. Новый член кооператива получает право на участие в общих собраниях, его голос равен голосу любого из руководителей, он может принимать участие во всех делах фирмы, в том числе — избираться на руководящие должности кооператива. Каждый член кооператива пропорционально своему заработку и имеющемуся паю участвует в распределении финансового результата работы за прошедший год; часть средств начисляется на его личный счет, часть реинвестируется в производство, чуть более 10% чистой прибыли передается в «Народную казну» — кооперативный банк. В свою очередь, из «Народной казны» любое предприятие может взять кредит на собственное развитие, из этих же средств финансируется создание новых кооперативов, которые впоследствии выкупаются их наемными сотрудниками. Примечательно, что сотрудники кооперативов в Испании классифицируются в качестве индивидуальных предпринимателей и не подпадают под программы социального обеспечения. Заботу об этом также берет на себя кооператив, а личный счет и стоимость пая формируют основу для пенсии кооператора после выхода на покой.

Любопытно, что власть во всем этом огромном комплексе предприятий строится снизу вверх. Собрание владельцев паев кооператива выбирает себе руководителей, они, в свою очередь, управляют предприятием и входят в надкооперативные советы: каждый вид промышленного производства или иного бизнеса группируется в своеобразные «департаменты», которые занимаются координацией действий нижестоящих звеньев; советы этих департаментов напрямую влияют на действия топ-менеджеров компании, которые также могут быть выборными сотрудниками и, помимо этого, участвуют в управлении кооперативов «второго ряда», то есть не занимающихся непосредственно производством, а выполняющих вспомогательные функции (банк, страховая компания, социальные сервисы).

Структура устойчива, и механизмы взаимодействия давно отработаны, причем речь идет именно о работе «снизу вверх»: любой кооператив имеет полное право выйти из общего союза по решению его пайщиков. Это может произойти, если рядовые члены решат, что «забота центра» не приносит нужного результата и что кооперативу будет выгоднее оказаться на вольных хлебах. Однако эта самая «забота центра» все же более чем полезна: за полвека с лишним работы было всего три случая банкротства низовых кооперативов; при неблагоприятных рыночных условиях «центр» всегда предоставляет необходимую финансовую помощь; если же рынок продукции по каким-то причинам охлопывается, членам кооператива предлагают провести конверсию и перепрофилирование производства. Средства на это дает та самая «Народная казна» под очень низкий процент и на долгий срок.

Собственно говоря, правом выхода из Федерации Мондрагонских кооперативов (так официально называется эта структура) никто ни разу так и не воспользовался. Ровно наоборот: в моменты экономических кризисов множество вполне капиталистических предприятий встает в очередь и просит о включении в состав Федерации.

ПРОДАЙ — ПОТРЕБИ

Кооперативы в сфере торговли, закупок и перераспределения товаров (или потребительская кооперация) — также довольно любопытное явление.

В послевоенное время кооперативное движение в СССР в основном состояло именно из сельской потребкооперации, в которой участвовало до 40% населения страны. Через сеть кооперативных магазинов, заготовительных пунктов и множества других предприятий проходила четверть розничного товарооборота, около половины заготовок картофеля, треть закупок овощей, более трети выпечки хлеба от всего товарооборота страны. Да и не было на селе никаких других магазинов, кроме кооперативных.

Районные и областные кооперативные объединения благополучно пережили бурные 1990-е и продолжают свою деятельность. Стоит упомянуть, например, Башпотребсоюз, который объединяет более 180 кооперативных организаций и обслуживает 833 тыс. жителей Республики Башкортостан. В системе сегодня более 1,5 тыс. магазинов с торговой площадью свыше 180 тыс. кв. метров, 33 универмага, 2 оптовые базы, 67 пекарен, 17 колбасных и 5 консервных цехов, 12 цехов по производству мясных полуфабрикатов и множество иных производственных мощностей, в том числе около 700 заготовительных пунктов, через которые ведется скупка сельскохозяйственной продукции у жителей (в том числе у мелких фермеров).

И Башкортостан тут — лишь один из многих субъектов РФ, где потребкооперация сохранилась и развивается.

В то же время в странах Европы получили развитие торговые кооперативы другого типа — союзы собственников небольших торговых сетей или частных магазинов. Они объединяются в самостоятельную, независимую структуру, централизуют собственные закупки и отдельные функции управления, добиваясь таким образом снижения цены от поставщиков товаров и повышения качества менеджмента за счет эффекта масштаба. Но в то же время, как и в Мондрагонских кооперативах, принятие ключевых решений остается именно на уровне пайщиков, а не делегируется куда-то наверх. Малые кооперативы просто «покупают» услуги профессиональных управленцев и вольны в любой момент отказаться от них. Таким образом осуществляется очень серьезный контроль над деятельностью топ-менеджмента крупных кооперативных образований.

Жители Санкт-Петербурга хорошо знают сеть супермаркетов Prisma. Она принадлежит Центральному объединению потребительских кооперативов Финляндии (корпорации Suomen Osuuskauppojen Keskuskunta, SOK). SOK занимается шестью направлениями бизнеса, крупнейшее из которых — сфера розничной торговли (гипер- и супермаркеты); там занято более 40 тыс. сотрудников. В общей сложности SOK контролирует около 1,6 тыс. отдельных бизнес-единиц, работает, помимо Финляндии, в странах Балтии и России и полностью соответствует всем описанным ранее принципам кооперативного хозяйства.

Другой пример — сеть магазинов Spar (Нидерланды), также известная в России. Это тоже кооперативы, но работают они по несколько иным принципам. Головной кооператив берет на себя разработку стандартов обслуживания, обучение и множество иных вопросов, на решение которых у малых сетей и отдельных магазинов просто нет ресурсов. Все это детально документировано и максимально подготовлено для практического применения. Регулярно проводятся обучающие мероприятия для всех уровней сотрудников, от кассиров до руководителей сети. Весь этот комплекс доступен компаниям-партнерам, купившим лицензию Spar для развития на своей территории. Классический франчайзинг? Да. Однако, помимо франшизы, каждый лицензиат получает возможность (но не обязанность) покупать товары, выпускаемые под собственной торговой маркой самим кооперативом. Это весьма широкий спектр продуктов хорошего европейского качества по более чем доступным ценам. Таким образом, российские торговые сети за очень небольшие деньги покупают технологии, отработанные за многие десятки лет по всей Европе, а сам кооператив развивает свой рынок сбыта далеко за пределами тех стран, в которых находятся собственные магазины. При этом компании, купившие лицензию на свой регион, остаются абсолютно независимы от головной организации и могут не иметь (а в России зачастую и не имеют) никакого отношения к кооперативному движению и быть полностью коммерческим предприятием в привычном нам смысле этого слова. Но штука в том, что создатели этой системы извлекают свой верный кооперативный доход.

По схожей модели решили развиваться и многие российские торговые сети. 47 из них стали участниками Союза независимых сетей России (СНСР) и уже более пяти лет пользуются услугами Федерального закупочного союза. По состоянию на январь 2013 года общее число магазинов, участвующих в проекте, превысило 1,8 тыс., а консолидированный торговый оборот — $1,9 млрд. Ежедневный покупательский поток всех участников СНСР превышает 2 млн человек. И если сам союз работает в форме ЗАО, то учрежденное в ноябре 2012 года потребительское общество «РОСТ» уже является полноценным кооперативом.

К потребительской кооперации — если не по форме, то по духу — можно отнести такой ставший за последние десять лет в рунете массовым феномен, как «совместные покупки». В качестве примера можно назвать проект Sibmama.ru, который появился в 2004 году. Его основательница, уйдя в декрет, вдруг обнаружила, что на всей территории Сибири нет ни одной электронной площадки, где беременные женщины и молодые мамы могли бы общаться и обмениваться опытом. Сделав такую площадку, она долго развивала ее как тематический форум, и в определенный момент на ней стали складываться клубы по интересам. Одной из популярных активностей в таких клубах стали совместные покупки товаров — инициативные участницы, которые брали на себя функции организаторов закупки, для этого находились всегда. Они выходили на поставщика товара, договаривались о мелкооптовой партии, набирали с помощью форума необходимое количество покупателей, собирали деньги и привозили выбранный товар. Через некоторое время отдельные инициаторы закупок стали превращаться в «профессиональных» закупщиков для сообщества — при этом установилась практика открытого ценообразования и фиксированной наценки закупщика (5-15%).

Совместные закупки на Sibmama.ru приобрели большую популярность и распространились на товары, уже очень далекие от тематики материнства и детства. Здесь можно принять участие в покупке всего — от продуктов питания и одежды до парфюмерии и косметики. О масштабах движения говорит хотя бы то, что в Новосибирске (проект начинался отсюда, хотя свои отделения давно уже появились в Томске, Барнауле, Кемеровской области и Красноярске) существует более 7 организованных пунктов выдачи товаров, то есть можно смело говорить о формировании полноценной обслуживающей инфраструктуры. Объем закупок одного только новосибирского сайта можно оценить в $15-20 млн в год. А таких сайтов по России достаточно много.

БЕЗ СПЕКУЛЯЦИЙ

Еще одним важным сектором для кооперативов является финансовый — то есть объединение финансовых ресурсов участников для обеспечения финансовой стабильности и независимости от коммерческих банков. Кратко схему работы подобных кооперативов можно описать так: учредители формируют уставный фонд финансового кооператива путем приобретения паев (как правило, размер пая и количество их у одного лица жестко ограничены — для исключения излишнего влияния какой-либо из сторон на процесс работы всей организации). Собранный капитал выдается в качестве займов участникам кооператива на их развитие под весьма скромный процент. Поскольку кооперативный банк ориентируется не на получение прибыли, а только на поддержку и обслуживание собственных пайщиков, ставки кредитования весьма умеренные — для покрытия накладных расходов и формирования резервов на случай банкротства заемщика. Кроме того, финансовые кооперативы находят дополнительные средства не только через продажу паев, но и через привлечение вкладов, как обычные банки, а также могут оказывать все финансовые услуги, необходимые своим клиентам.

В России идея финансовой кооперации была дискредитирована деятельностью КПКГ (кредитных потребительских кооперативов граждан): на протяжении 2000-х годов в эту юридическую форму рядилось множество недобросовестных организаций, работавших по принципу «касс взаимопомощи». Начинали они с того, что привлекали вклады, обещая высокие проценты, и ссужали другим гражданам — под еще большие. Довольно быстро они сталкивались с большим уровнем невозврата, поскольку их требования к заемщикам были очень низкими. После этого «кассы взаимопомощи» начинали перерождаться в банальные пирамиды, когда высокие выплаты одним компенсировались притоком средств от других. В конце концов деятельность таких организаций привела лишь к дискредитации в стране понятия «кооператив». Хотя мировая практика кооперативных касс весьма успешна.

Примечательно, что именно в России более ста лет назад был учрежден первый кооперативный банк — Московский народный (год основания — 1911-й), который работал исключительно в интересах бурно развивающейся кооперации. Организационные принципы банка можно уверенно предлагать как основу для построения устойчивой финансовой системы: никаких спекуляций, деньги ссужаются только для обеспечения производственного процесса клиентов, клиентами могут становиться только кооперативы, акции банка на бирже не торгуются, а сам банк выступает «организационным» центром по отношению к своим клиентам, объединяя их в экономическую систему.

Российская кооперация начала XX века защитила себя от стихийных спекуляций рынка и государственного давления. Это обеспечило ее непрерывное поступательное развитие даже в условиях такого глобального кризиса, как Первая мировая война.

Впрочем, излишне идеализировать кооперативы как экономический инструмент и демонизировать более привычные нам формы ведения бизнеса тоже не стоит.

Кооперативы не гонятся за сверхдоходами, не ставят своей главной целью обогащение пайщиков и не слишком подвержены влиянию плохой конъюнктуры. Оборотная сторона — они растут в объемах и эффективности значительно медленнее, чем частные капиталистические предприятия, поскольку их рост осуществляется за счет внутренних ресурсов.

(с) Максим Митусов