воскресенье, 4 декабря 2016 г.

Блейк Крауч. Темная материя

Блейк Крауч. Темная материя
Джейсон Дессен, выдающийся физик, некогда отказался от блестящей научной карьеры и стал обычным преподавателем в колледже. Теперь все его внимание отдано семье – любимым жене и сыну. Они для Джейсона важнее всего. И вдруг – это нелепое похищение… Неизвестный в маске напал на Дессена на улице, под дулом револьвера усадил его в машину, отвез к заброшенному зданию и ввел ему в вену непонятный препарат. Джейсон потерял сознание. А очнувшись, обнаружил себя окруженным массой людей; все они обращались к нему как к старому другу и наперебой поздравляли его с возвращением – и с тем, что его открытие наконец-то сработало. Вот только Дессен не знал никого из этих людей. И уж тем более не ведал, что за открытие совершил…

Отрывок из книги:

Люблю четверговые вечера.

Есть в них что-то вневременное.

Такая у нас традиция — семейный вечер, только мы втроем.

Мой сын Чарли сидит за столом, рисует что-то в альбоме. Ему почти пятнадцать. Вырос за лето на два дюйма и уже почти догнал меня.

Я отворачиваюсь от лука, который режу на разделочной доске.

— Можно посмотреть?

Сын поднимает альбом, показывает горный хребет — нечто инопланетное.

— Мне нравится, — говорю я. — Просто так или...

— Домашнее задание. Завтра сдавать.

— Что ж, трудись, мистер В-Последнюю-Минуту. Довольный и чуточку пьяный, я стою у себя на кухне и даже не подозреваю, что этот сегодняшний вечер — конец всего. Всего, что я знаю, всего, что люблю.


Никто не скажет, что скоро все изменится, что тебя лишат всего-всего. Никакой системы предупреждения о приближающейся опасности нет, как нет ни малейшего указания на то, что ты уже стоишь над пропастью. Может быть, именно поэтому трагедия так трагична. Дело не в том, что случается, а в том, как это случается: удар настигает внезапно, когда ты совсем его не ждешь. Ни увернуться, ни собраться уже не успеваешь.

Светодиодные светильники отражаются на поверхности вина в бокале, и в глазах начинает пощипывать от лука. На старенькой вертушке в кабинете крутится пластинка Телониуса Монка. Аналоговые записи можно слушать бесконечно — в них есть некая сочность звучания, особенно эти щелчки между треками. В кабинете у меня груды редких виниловых дисков, и я постоянно говорю себе, что однажды возьмусь за них и приведу все в порядок.

Моя жена Дэниела сидит на «кухонном островке». В одной руке у нее почти пустой бокал, в другой — телефон. Почувствовав мой взгляд, она улыбается и, не отрывая глаз от экрана, говорит:

— Знаю, знаю. Я нарушаю главное правило семейного вечера.

— Что-то важное? — спрашиваю я.

Дэниела смотрит на меня темными испанскими глазами.

— Ничего.

Я подхожу к ней, мягко забираю телефон и кладу его на столешницу.

— Могла бы приготовить пасту.

— Предпочитаю смотреть, как готовишь ты.

— Вот как? Тебя это заводит, да? — понизив голос, спрашиваю я.

— Не-а. Мне просто больше нравится выпивать и бездельничать.

Ее дыхание отдает сладким запахом вина. На губах она держит улыбку, с архитектурной точки зрения совершенно невозможную. Улыбку, которая до сих пор действует на меня убийственно.

Я допиваю последние капли.

— Откроем еще бутылочку?

— Было бы глупо не открыть.

Пока я вожусь с пробкой, Дэниела забирает свой телефон и показывает мне дисплей.

— Читала в «Чикаго мэгэзин» рецензию на шоу Марши Альтман.

— И как? Благожелательная?

— Да. Практически любовное письмо.

— Она молодец.

— Я всегда думала...

Супруга обрывает предложение, не доведя его до конца, но я знаю, куда ее потянуло. Пятнадцать лет назад, еще до знакомства со мной, Дэниела делала первые шаги и подавала надежды на артистической сцене Чикаго. У нее была студия в Бактауне, она показывала свои работы в полудюжине галерей и готовилась к сольной выставке в Нью-Йорке.

Потом вмешалась жизнь. Я. Чарли. Тяжелая послеродовая депрессия.

Крушение планов.

Сейчас Дэниела дает частные уроки живописи школьникам.

— Не то чтобы я не рада за нее. То есть да, она умница, талант, и она все это заслужила.

— Послушай, — говорю я, — если тебе станет лучше, Райан Холдер только что получил премию Павиа.

— А что это такое?

— Междисциплинарная награда, которую дают за высокие достижения в биологических и физических науках. Райана отметили за работы в области нейробиологии.

— Премия большая?

— Миллион долларов. Признание. Широкие возможности для получения грантов.

— Повышение по службе?

— Истинная ценность награды именно в этом. Он пригласил меня сегодня отметить это дело неформальным образом в узком кругу, но я отказался.

— Почему?

— Потому что сегодня наш вечер.

— Тебе надо сходить.

— Не пойду.

Дэниела поднимает свой пустой бокал.

— То есть ты хочешь сказать, что у нас с тобой есть веская причина напиться?

Я целую ее и щедро наливаю нам обоим из только что открытой бутылки.

— Эту премию мог бы получить ты, — говорит Дэниела.

— А ты могла бы владеть художественной сценой этого города.

— Зато у нас есть это. — Жена делает широкий жест, включающий в себя обширное пространство нашего городского особняка; его я купил еще до встречи с ней на деньги, полученные по наследству. — И это... — Она кивает в сторону Чарли, который полностью поглощен работой. Своей сосредоточенностью наш сын напоминает Дэниелу, когда та с головой уходит в живопись.

Странная это штука — быть родителем подростка. Одно дело — растить ребенка, и совсем другое, когда за умным советом обращается человек, стоящий на пороге взрослости. У меня такое чувство, что дать-то особо и нечего. Подозреваю, есть отцы, которые видят мир в определенном ракурсе, четко и ясно, и они всегда знают, что говорить сыновьям и дочерям. Но я не из их числа. Чем старше становится мой ребенок, тем меньше я понимаю. Я люблю сына. Он для меня — все. И при этом мне трудно избавиться от чувства, что я каким-то образом подвожу его. Отправляю в суровый и жестокий мир всего лишь с крохами моих довольно неопределенных убеждений.

Я подхожу к шкафчику возле раковины, открываю его и начинаю искать коробку с феттуччине.

Дэниела поворачивается к Чарли:

— Твой папа мог бы получить Нобелевскую премию.

Я смеюсь.

— Это, пожалуй, преувеличение.

— Чарли, не верь, — возражает жена. — Он — гений.

— Ты милая, — говорю я. — И немножко пьяная.

— Ты сам знаешь, что это правда. Наука шагнула не так далеко вперед, потому что ты любишь свою семью.

Я только улыбаюсь. Когда Дэниела выпивает, случаются три вещи: у нее начинает проскакивать родной акцент, она становится агрессивно доброй и у нее появляется склонность к преувеличению.

— Твой отец сказал мне однажды ночью — никогда этого не забуду! — что чисто научное исследование требует полного самоотречения. Он сказал... — На какое-то мгновение — и к моему удивлению — эмоции у супруги берут верх. Глаза ее затуманиваются, и она качает головой, что делает всегда перед тем, как расплакаться. Но в последний момент Дэниела все же справляется с собой и продолжает: — Он сказал: «На смертном одре хочу вспоминать тебя, а не холодную, стерильную лабораторию».

Бросаю взгляд на Чарли и вижу, как тот, не отрываясь от работы, закатывает глаза. Наверное, смущен разыгрывающейся на его глазах родительской мелодрамой. Я смотрю в шкафчик и жду. Подступивший к горлу комок рассасывается, и я, взяв пасту, закрываю дверцу.

Дэниела пьет вино.

Чарли рисует.

Трогательный момент проходит.

— Где у Райана вечеринка? — спрашивает жена.

— В «Виллидж тэп».

— Так это ж твой бар!

— И что?

Она подходит и забирает у меня коробку с пастой.

— Иди, выпей со старым колледжским приятелем. Скажи, что гордишься им. И выше голову! Передай мои поздравления.

— Твои поздравления я передавать не буду.

— Почему?

— Ты ему нравишься.

— Перестань!

— Так и есть. С тех самых пор, когда мы жили в одной комнате в общежитии. Помнишь последнюю рождественскую вечеринку? Он только и делал, что пытался заманить тебя под омелу.

Дэниела смеется.

— Когда вернешься, обед уже будет на столе.

— Значит, вернуться мне нужно через...

— Сорок пять минут.

— Что бы я без тебя делал?

Она целует меня.

— Давай даже не будем об этом думать.

Я беру ключи и бумажник с керамического блюда возле микроволновки и выхожу в столовую, задержав взгляд на тессерактовой люстре над обеденным столом. Дэниела подарила ее мне на десятую годовщину свадьбы. Самый лучший подарок.

У передней двери меня догоняет голос жены:

— Будешь возвращаться, возьми мороженое.

— Мятное с шоколадной крошкой! — добавляет Чарли.

Я поднимаю руку и выставляю большой палец.

Не оглядываюсь.

Не прощаюсь.

И мгновение уходит незамеченным.

Конец всего, что я знаю. Всего, что люблю.

* * *

Я прожил на Логан-сквер двадцать лет, и краше всего это место бывает в первую неделю октября. На память всегда приходит строчка из Ф. Скотта Фицджеральда: «Жизнь начинается заново с первой осенней свежестью».

Вечер выдался прохладный, небо ясное, и на нем прекрасно видна рассыпанная пригоршня звезд. В барах шумнее обычного, их заполнили разочарованные фанаты «Кабс».

Я ступаю на тротуар под мерцающей пестрой вывеской «ВИЛЛИДЖ ТЭП» и смотрю в открытую дверь корнер-бара, найти который можно в любом уважающем себя районе Чикаго. Этому бару случилось стать моей местной забегаловкой. К дому он самый близкий — всего-то пара кварталов.

Я прохожу сквозь сияние голубой неоновой вывески перед окном и переступаю порог. Пробиваясь через толпу, киваю Мэтту, хозяину и по совместительству бармену.

— Только что рассказал о тебе Дэниеле, — говорю я Райану Холдеру.

Он улыбается. Для преподавателя-лектора вид у него весьма изысканный и ухоженный — загорелый, в черной водолазке, растительность на лице тщательно подстрижена.

— Чертовски приятно тебя видеть. Тронут. Дорогая? — Холдер трогает голое плечо молодой женщины, сидящей на соседнем табурете. — Ты не уступишь место моему старому другу? На минутку?

Женщина послушно освобождает табурет, и я сажусь рядом с Райаном. Он подзывает бармена.

— Мы хотим самого дорогого, что есть в вашем заведении.

— Райан, не надо... это ни к чему, — пытаюсь я отказаться.

Друг хватает меня за руку.

— Сегодня пьем самое лучшее.

— Есть двадцатипятилетний «Макаллан», — говорит Мэтт.

— Двойной. На мой счет, — заказывает Холдер.

Бармен уходит, и Райан тычет мне кулаком в плечо. Сильно.

За ученого его с первого взгляда и не примешь. В студенческие годы он играл в лакросс, о чем до сих пор напоминают его широкие плечи и легкость движений прирожденного атлета.

— Как Чарли и милая Дэниела?

— Отлично.

— Надо было взять Дэниелу с собой. Я не видел ее с прошлого Рождества.

— Просила передать тебе поздравления.

— У тебя чудесная жена, но это не такая уж новость.

— Каковы шансы, что и ты в ближайшее время остепенишься?

— Почти никаких. Холостяцкая жизнь с ее немалыми преимуществами меня вполне устраивает. А ты по-прежнему преподаешь в Лейкмонт-колледж?

— Да.

— Приличное заведение. Базовый курс физики?

— Точно.

— Значит, преподаешь...

— Квантовую механику. В основном вводную часть. Ничего жутко сексуального.

Мэтт возвращается с нашими напитками. Райан берет у него стаканы и ставит мой передо мной.

— Так ты сегодня празднуешь... — начинаю я.

— Экспромт. Несколько аспирантов организовали. Больше всего им хочется напоить меня и учинить суд.

— У тебя удачный год. Я еще помню, как ты чуть не засыпался на дифференциальных уравнениях.

— И спас меня ты. Не в первый и не в последний раз.

На мгновение под уверенностью и глянцем проглядывает бестолковый студент-весельчак, с которым я полтора года делил отвратительную комнату в общежитии.

— Павиа тебе дали за...

— Идентификацию префронтального кортекса как генератора сознания.

— Точно. Конечно. Я же сам в газете читал.

— И что думаешь?

— Блеск.

Похвала ему определенно по вкусу.

— Сказать по правде, Джейсон, — говорю это без лишней скромности, — я всегда думал, что прорывную работу опубликуешь ты, — признается мой друг.

— Правда?

Холдер изучающе смотрит на меня поверх черной пластиковой оправы очков.

— Конечно. Ты умнее меня. Это все знали.

Отпиваю виски и стараюсь не показать, насколько он хорош.

— Хочу спросить... Ты сейчас кем себя считаешь — ученым-исследователем или преподавателем?

— Я...

— Потому что я, прежде всего и главным образом, считаю себя человеком, ищущим ответы на фундаментальные вопросы. Если люди, которые меня окружают... — Райан кивает в сторону прибывающих студентов, — достаточно умны, чтобы поглощать знания всего лишь за счет близости ко мне... что ж, отлично. Но передача знаний сама по себе меня не интересует. Значение имеет только наука. Исследование.

20000 бесплатных книг